Ремесло необходимый фундамент мастерства. Оно – великая вещь, и ему надо учиться. И половина наших невзгод оттого, что «пироги печёт сапожник, а сапоги тачает пирожник». А вторая половина бед оттого, что путаем искусство и ремесло. Ремеслу надо учиться, требующая специальных навыков работа по изготовлению каких-либо изделий ручным, кустарным способом.
«Величие всякого ремесла, быть может, - говорит Антуан де Сент-Экзюпери, прежде всего в том и состоит, что оно объединяет людей: ибо ничего нет в мире драгоценнее уз, соединяющих человека с человеком».
«Ремесла – это повод, - говорит А.Белецкий, который позволяет коснуться возвышенного. То, что делается руками, всегда имеет три критерия: полезность, долговечность, красота. Каким бы ремеслом ни занимался мастер, он должен держать в уме эти три критерия. Вещь должна быть сделана на совесть».
Сейчас многие ремесла умирают, они уходят вместе с мастерами. Передавать ремесло не кому. Молодежь чаще всего не нуждается в том, что делали деды и прадеды. А зачем? Современный мир предоставляет все необходимое, а о проявлении души редко кто вспоминает. Порой сами старики на просьбу научить ремеслу говорят «так засмеют, не буду я тебя учить».
«Ремесло - золотая середина, - пишет Ашот Сергеевич Наданян армянский шахматист, - оберегающая человека, как от нищеты, так и от роскоши».
«Собрав их и других подобных ремесленников, сказал: друзья! вы знаете, что от этого ремесла зависит благосостояние наше; между тем вы видите и слышите, что не только в Ефесе, но почти во всей Асии этот Ап.Павел своими убеждениями совратил немалое число людей, говоря, что делаемые руками человеческими не суть боги. Все неприличия в искусстве возникают от путаницы – эталон и идеал. Это не разница в определениях, это разница в сути. А это нам угрожает тем. Что не только ремесло наше придёт в презрение, но и храм великой богини Артемиды ничего не будет значить. И ниспровергнется величие той, которую почитает вся Асия и вселенная» - /Деян.19.25-27/. Посмотрите, какую немалую выгоду извлекали мастера серебряных дел, а заодно с ними и хитрецы рангом повыше ремесленников, эксплуатируя человеческие суеверия и через это удовлетворяя свои материальные потребности. «Нет презираемых ремесел, - говорит Пьер Буаст, - есть только презренные люди, бесчестно занимающиеся ими».
«Димитрий обращается не к городским властям, а к народу. Он призвал художников и других подобных ремесленников (компанию мастеровых, не знающих ничего, кроме земных забот), намереваясь натравить на Павла этих людей, которых при желании легче было возбудить гневом, нежели разумным словом. Мужество в ремесле – это восторг подчинения обстоятельствам. Мужественный у ремеслу – это жертва. Для автора ремеслу персонаж – пешка, и он сразу решает ею пожертвовать в блицтурнире с занимательной эстетикой.
«Димитрий делает ставку на то, что искусство и секреты изготовления серебряных идолов для служителей Артемиды нуждаются в финансовой поддержке. «Вы знаете, что от этого ремесла зависит не только наше существование, но и благосостояние наше. Мы богатеем и собираем впрок. Ремесло становилось промыслом, когда мастер создавал предметы не в собственное пользование, а на продажу. Мы живем на широкую ногу и имеем необходимые средства, для того чтобы доставлять себе удовольствия; поэтому, что бы ни случилось, мы не допустим того, чтобы наше ремесло оказалось в пренебрежении».
Отличительной чертой ремесла является и материальная составляющая, так как обычно ремесленники занимаются изготовлением чего-либо ради заработка. Этот факт тоже определяет шаблонность, однообразность, как самого процесса ремесла, так и результатов труда. А ремесло – это, как правило, коммерческое воспроизведение того, что уже есть.
Труд, который приносит доход – такое краткое определение можно дать ремеслу. От латинского «ремес» (плотник) появилось это слово, но обозначало оно разные виды ручных работ. Промысел же связан со словом «промыслить», т.е. подумать. Ремесло становилось промыслом, когда мастер создавал предметы не в собственное пользование, а на продажу.
Примечание: человеку свойственно ревновать об источнике собственного благосостояния независимо от того, чистый это источник или нет; и немало людей на одном только этом основании противопоставляют себя Евангелию Христа, потому, что оно призывает людей расстаться с нечестивыми ремеслами, сколько бы значимый доход они ни приносили. Димитрий обращает внимание толпы на опасность, которую несет упадок их ремесла. Все, что касалось их ремесла, затрагивало больное, уязвимое место. «Если это учение возобладает, то все мы окажемся не у дел и тогда, возможно, нам придется закрыть наши лавки; ремесло наше придет в презрение, будет всеми осуждаемо, стяжает дурную славу, предстанет всесветным обманом, и тогда всякий станет презирать его. Эта наша доля» (таково истинное значение употребленного здесь греческого слова), «не только наш прибыток или доля в ремесле и торговле» - «окажутся под угрозой постепенного исчезновения, но и мы сами совершенно разоримся и станем попрошайками или даже разбойниками». Димитрий выставляет причиной своего выступления великую ревность и заботу об Артемиде и ее славе. «Не только ремесло наше находится в опасности». О, если бы дело было только в угрозе их ремеслу, он не стал бы изображать подобных чувствований, потому что главная причина его беспокойств заключалась в ином, а именно в том, что храм великой богини Артемиды ничего не будет значить и ниспровергнется ее величие. О, как ему ни за что на свете не хотелось, бы, увидеть умаление славы богини, которую почитает вся Асия и вселенная. Посмотрите, как нуждался в защите культ Артемиды и что могли сказать в защиту этого культа наиболее ревностные его сторонники. Ремесленники обезумели, когда услышали, что их ремесло и идолы оказались в опасности. Великую ревность о славе их богини. Ремесленники стали кричать, говоря: велика Артемида Ефесская! Ремесло любит интригу, анекдот и стакан воды, искусство – композицию впечатлений и сцены – можно из рыцарских времён.
Ремесло любит, чтобы первая сцена была причиной второй сцены, а искусство любит, чтобы причиной сцен было время, их породившее.
«Мы будем за нее драться, мы готовы ее защищать и, если надо, умереть за нее. Пусть только кто-нибудь посмеет унизить нашу богиню и причинить ей вред, такие люди будут иметь дело с нами! Пусть Павел говорит что угодно, убеждая нас в том, что произведения рук человеческих не суть боги; мы ни на шаг не отступим от своих взглядов, ибо, что бы ни было с иными богами и богинями, велика Артемида Ефесская! Как и положено, мы не дадим родную веру в обиду, разве мы приняли ее не от наших отцов».
Но всё-таки чаще всего ремесленники выполняют свой труд не потому, что у них возникает вдохновение, а для того, чтобы заработать. Хотя всё-таки некоторые ремесленники тоже работают лишь только тогда, когда есть вдохновение.
Ремесло останавливается, когда эталон достигнут. Искусство может, останавливается, когда продолжение ухудшает вещь. Отсюда совершенно разная оценка законченности. Ремесленная вещь закончена, когда достигнут эталон. Произведение искусства должно быть закончено в любой момент изготовления.
«Ремесло любит школу, искусство – художника.
Учитель. Он ремесленник или творец? Я не раз задавала себе, - говорит Е.Зубовская, - этот вопрос. Да, я хорошо знаю свое ремесло. Ремесло - это основа мастерства. Хороший ремесленник-мастер своего дела, но при одном условии - при наличии души. В моей профессии просто ремесленником быть нельзя! Важна душа, сердце, которое каждый день отдаешь детям».
«И, по одинаковости ремесла, остался у них и работал; ибо ремеслом их было делание палаток» - /Деян.18.3/. раввин вторит: «У кого в руке ремесло его, тот уподобляется крепкому винограднику». Павел был обучен ремеслу - шитью палаток. В библейские времена, чтобы сделать палатку для путешествий, ремесленники вначале изготавливали тканые полосы, обычно из верблюжьей или козьей шерсти. Затем эти полосы сшивали. Палатки также делали из кожи или льняного полотна, которое ткали в родном городе Павла, Тарсе. Павел мог работать с некоторыми из этих материалов или даже со всеми. Возможно, это является косвенным указанием на то, что Павел собирался стать раввином: за обучение Торе нельзя было брать деньги, поэтому все рабби зарабатывали себе на жизнь тем или иным ремеслом. В посланиях Павел не раз упоминает, что не был обузой для общины, поскольку кормил себя сам. Никто не смеет презирать честный труд, которым человек добывает себе хлеб насущный. Павел научился шить палатки еще в юности (хотя и был фарисеем, воспитанным у ног Гамалиила), однако навыка в своем ремесле не утратил. «Ремеслу надо учиться. Ремесло полёту не помеха. Наоборот. Когда ремесло и полёт совпадают, тогда появляется мастерство. Если ты духовный учитель и учишь, получая за это зарплату, то это ложка дегтя в бочке меда. Духовный учитель должен быть по зову души, а не по зову денег. Что такое ремесло? Это «не хуже, чем у людей. У ремесла – эталон, у искусства – идеал. Несмотря на то, что апостол был воспитанным и образованным человеком, он не считал ниже своего достоинства заниматься ремесленным трудом. Павел изготавливал палатки, то есть был обойщиком. Потому что ремесленное произведение – это правило, состоящее из правил. Ремесло полёту не помеха. Наоборот. Когда ремесло и полёт совпадают, тогда появляется мастерство.
Иосиф, был плотником. Иисус тоже стал плотником, по-видимому, научившись этому ремеслу у Иосифа. Позднее Иисус стал проповедником и всецело посвящал себя служению.
В природе и ремесле стандарт может быть прекрасен в искусстве – нет.
Эталон – это то, с чем можно сравнить изготовленную вещь. А идеал сравнивать не с чем, разве что с другим идеалом. Запомним это.
К эталону мы можем предварительно стремиться, а идеал должен быть отыскан в самой работе. Эталон стоит на месте, и мы к нему движемся, а идеал уходит от нас как горизонт.
Ремесленное же произведение существует только в целом виде.
Оно в жизни – великая вещь, ремесло в искусстве – это ремеслуха.
Ремеслу любит, чтобы всё было надраено – и сюжет и характеры. Ремеслу – новенький кубок, желательно – сервиз на двенадцать одинаковых персон, а искусство любит кубок с отбитым краем и чтоб каждая штучная персона получила кубок по себе. Ремесло любит букет из тридцати георгинов с гарниром из травы, а искусство любит икебану – один цветок, веточка сосны, кусочек мха и старый горшок.
Ремесло любит в рассказе завязки, развязки и прочие кульминации. Найдёт, как она выражается, элементы композиции – и счастлива. Все ружья стреляют, линии завершены, загадки раскрыты, и симметрия полная, как в детской игрушке «калейдоскоп» – пяток случайных стёклышек зеркалами отражается в узор. А искусство любит фрагмент, размытые края, считает, что в конце работы надо зачёркивать экспозицию и финал и что рассказ – это всё, что рассказано.
Ремесло любит классицизм, искусство – классику, Ремесло любит предварительный план, а искусство – эскиз. Ремесло любит Казанский собор не потому, что он искусство, а потому, что у него план понятный, искусство любит Василия Блаженного.
Мастерство – это индивидуальное ремесло, твоё ремесло, собственное и ничьё другое. Мастерство – это твоё умение не только полёту не мешать, а замечать тот момент, когда он начинается, и даже иногда вызывать его, и даже делать путевые заметки. Даже в жизни надо не только придумать телегу, надо научиться её делать и пользоваться. Ремесло – общее для всех умение, а мастерство – твоё собственное.
А теперь давайте остановимся. Какой поток дряни! Гремящая лавина дряни. И ни капли правды.
«А вот интересный пример из жизни. В одной из стран некоторое время назад очень известная актриса развернула благотворительную кампанию, целью которой было помочь нуждающимся, то есть сделать так, чтобы попрошаек на улицах не осталось. С самого начала этой кампании ее предупредили о том, что попрошайничество - очень выгодное ремесло, от которого уличные попрошайки не откажутся, и предложили (как актрисе) переодеться, загримироваться и один день поработать попрошайкой. Она прислушалась. Заработав за день значительную сумму, она поняла суть дела и прекратила свою «благотворительную деятельность». Превращать кого-либо в иждивенца и социального паразита, живущего за счет других, - греховно! Раз или два помочь - это одно, а взваливать себе на шею здорового мужика - другое! Например, пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Попрошайничество того, кто не нуждается в этом? То есть он просит не потому, что ему нечего есть, пить или надеть, а по причине того, что паразитизм - это его род деятельности, профессия. Будет позором на лице его в Судный День» - /Шамиль Аляутдинов/. Православные собирают на храмы с протянутой рукой, что им кушать нечего или это их выгодное ремесло – паразитизм? А в баптистских церквях по рядам передают чащу для сбора денег. Что написано: «…и не видел праведника и потомков его, просящих хлеба» - /Пс.36.25/. «Иисус Христос смотрел, как народ кладёт деньги в сокровищницу» - /Мар.12.41/, но не в чашу по рядам.
В самой основе – ложь, ложь и ничего, кроме лжи. А ложь эта состряпана для тех, кто не хочет идти в искусстве самым трудным и самым правильным путем ремесленничества, но жаждет славы, денег, признания. Осваивать ремесло – такая нудная, такая долгая штука! Кому-то жизни не хватит, чтобы его как следует освоить. Вот и падки души некрепкие на соблазн: войти в пантеон славы через безумие и порок. Иными словами, через расставание с образом Божиим, живущим в каждом из нас.
Ремесло нужно, чтобы освоить найденное, – великая вещь – это освоение найденного. А мастерство – чтобы не упустить мелькнувшее.
«Ремесло – весло – повезло творить, а не в котле суп варить. Это тоже ремесло, чтоб аппетит привить и найти свой путь».
Ремесло – от Бога. Заповедал Бог «в поте лица добывать хлеб», и так оно и должно быть. Ремесло на интуитивном уровне приучило видеть во всем нечто большее, чем есть на самом деле. Мастер утверждает: каждый предмет способен очаровать, если к нему присмотреться. «Ибо невидимое Его (Бога) вечная сила Его и Божество, чрез рассматривание творений видимы, так что они безответны» - /Рим.1.20/.
Ремесло и дозволенный труд считаются весьма благородным делом, поэтому Всемогущий Господь наделил ремеслом самых благородных и любимых Своих творений – пророков и посланников. Помимо выполнения своей великой пророческой миссии эти избранники Всевышнего занимались трудовой деятельностью. Но надо отметить, чтобы знали наши братья и сёстры, что как раз дозволенный (халяль) труд, ремесло – это очень благородное, воздаваемое дело» - /Ислам – Дага Dag/.
Источники: Библия. Мэтью Генри – английский толкователь Библии М.Анчаров - писатель.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Не превозносись перед ветвями - Николай Николаевич Спасибо Богу за евреев. Спасибо вам евреи за Слово Божье. Спасибо вам евреи за обетования через Христа. Спасибо вам за Сына Божьго, Который искупил всех нас от грехов. Спасибо вам евреи за спасение через Иисуса Христа. Пусть Господь благословит вас и даст вам мир.